Саканцев Александр Иванович - «ДИРЕКТОР» НЕВЬЯНСКОЙ БАШНИ
Александр Иванович Саканцев родился 16 мая 1947 г. в г. Невьянске.
В 1963 году после окончания ремесленного училища № 33, начал трудовую деятельность на Невьянском механическом заводе электромонтёром в машиностроительном цехе, а затем работал наладчиком сварочного оборудования в отделе главного металлурга. Его руки были поистине «золотыми»: за внесённые рацпредложения он был отмечен значком ЦК ВЛКСМ «Мастер-умелец».
С юношеских лет Александр интересовался часовыми механизмами; увлечением всей его жизни стало коллекционирование и настройка старинных часов, как настенных, так и наручных.
А. Саканцева всегда отличала активная жизненная позиция: он принимал участие в общественной и комсомольской жизни коллективов организаций и предприятий, в которых трудился, был организатором культурных мероприятий. В цехе он был организатором туристической работы, активным участником цеховой и заводской художественной самодеятельности, агитбригад, с коллективами которых участвовал в городских, районных и областных конкурсах художественной самодеятельности. Обладая музыкальным слухом и голосом, Александр Иванович был солистом эстрадного коллектива «Весёлые ребята» Дворца культуры, участником хора «Уральские зори». Невьянцы видели его и в любительских спектаклях на сцене Дворца культуры. А в 1980-х гг. он был одним из мастеров – авторов «Снежного городка» на площади.
В начале 1980-х г.г. Александр Иванович возглавил коллектив Дворца культуры.
С 1970-х гг. его судьба связана с памятниками истории и культуры, прежде всего – с башней. Он стал незаменимым помощником для всех исследователей Невьянской башни. В 1974 г. именно ему была поручена ответственная задача – возглавить работу по восстановлению курантов башни. Возвращенные к жизни куранты будут напоминать еще многим поколениям невьянцев и гостей города о замечательном часовом мастере–умельце.
Это был замечательный краевед, внесший большой вклад в создание и деятельность музея истории Невьянского завода, формирование его коллекций.
С 1993 г. А. И. Саканцев руководил Невьянским филиалом научно-производственного центра по охране памятников истории и культуры. Им была проделана большая работа по выявлению, сохранению и популяризации культурного наследия Невьянска, по осуществлению технического надзора за организациями, проводившими реставрацию памятников. Он принимал активное участие в организации реставрационных работ на памятниках историко-культурного наследия к 300-летию Невьянска: Невьянской башне, Спасо-Преображенском соборе, здании бывшей заводской электростанции и др.
Александр Иванович награждён почетными грамотами Губернатора, Правительства, Министерства культуры Свердловской области, грамотами и благодарностями генерального директора НПЦ, дипломом «Мастер – золотые руки» и государственной наградой «Ветеран труда».
Скончался Александр Иванович 10 июля 2006 г.
Сохранённая реликвия. – Невьянск: ОГУ НГИАМ, 2009
![]() |
В городе, облик которого ни в чем не несет примет прошлого, человеку жить трудно. Так склонны считать специалисты-архитекторы. Безмолвно присутствуя на улицах и площадях наших городов и сел, памятники старины сохраняют над нами удивительную власть. Они позволяют нам чувствовать себя частицей истории. Вот и в жизнь уральского города Невьянска, что был заложен на реке Нейве еще в 1701 году, прочно вошла и крепко связала невьянцев с прошлым Урала, с его историей знаменитая наклонная Невьянская башня, архитектурный памятник XVIII века. Вряд ли сыщется сегодня житель города, равнодушный к легенде о башне. Несколько лет назад заинтересовала она и Александра Ивановича Саканцева... По специальности он электрик. Окончил ремесленное училище, отслужил в армии. Вернулся — стал работать сварщиком. Любил свое дело. Наверное, вырос бы в первоклассного мастера. А может, получив диплом (учился заочно в техникуме), стал бы хорошим организатором производства. Да попросили его однажды попытаться отремонтировать часы — старинные куранты Невьянской башни. Само понятие времени... Оно, пожалуй, прежде всего связано с его работой. Что-то сделал — думаешь: а ведь меньше времени потратил, чем намечал. Вот однажды было — усовершенствовал на работе «марочный аппарат: вдвое повысилась производительность труда.
|
А еще о течении времени дети напоминают. Как-то раз решил проверить, как сынишка растет — зарубка выше метра поднялась. Подумал: «А время-то идет...» Сейчас до этой зарубки уже дочка подросла.Ну а часы... Если Александр Иванович слышит сигнал точного времени, он просто смотрит на свои ручные часы и проверяет их ход. Часы — это механизм, машина. Особенно современные, последние образцы: и красиво, и качество отличное.
Нельзя, правда, сказать, что делал их какой-то конкретный человек. Трудились над часами на заводе сотни людей.
Александр Иванович всегда больше интересовался машинами, механизмами, сделанными просто руками. Вот старинные часы, например. Делал их один мастер. К каждой детальке приложена только его рука, только его воля. И разные они, эти часы, и непохожи друг на друга, как люди, их делавшие, непохожи.
Интерес к старинным часам у Александра Ивановича возник случайно. Жили они однажды с женой Августой летом в деревне. Квартировали у одной старушки. Наткнулся Саканцев в сарае на заброшенные старые часы.
— Что же ты, бабуся, выкинула часы-то?
— Так они не ходят...
- Ну, мне отдай, если не жалко. Увез Александр Иванович часы с собой и взялся ремонтировать. Долго он с ними возился, но сделал, пустил. И вот то, что часы все-таки пошли, воодушевило. Стал с тех пор интересоваться Александр Иванович в разговоре с людьми:
— А нет ли у вас на чердаках заброшенных часов?
— Есть,— иногда отвечали ему.
Извлекались из старого барахла старинные стенные ходики. Занимательные часы. Могли когда-то показывать число и месяц. Но ни гирь, ни цепей. Однако взял. Гири пришлось делать новые. Цепочку вить, циферблат красить. И вот висят на стене старинные ходики, идут точно, показывают число и месяц.
Рядом висят другие ходики. Когда вынес Александр Иванович из сарая, то даже не понял, что это такое? Гири покрыты серебрином. Очистил их Саканцев — открылся черный лак. Заметил в трещине рисуночек, поскоблил лак. Оказался под ним орнамент: инкрустация — латунные цветы. Интересные часы, таких еще не встречал.
А эти дочке ко дню рождения сделал. Пожилая женщина, отдавая часы, рассказывала: сама еще девчонкой была — они уже на чердаке лежали. Цепом и маятника нет, механизм изломан. Остался целым только фаянсовый циферблат. Из-за циферблата и взялся чинить — красивый очень.
Если все часы, которые висят на стенах, стоят на стеллажах, на подоконниках, на рабочем столе в квартире Саканцевых, начинают в одно время отбивать удары, квартира наполняется разноголосом перекличкой.
— Бом... бом... бом...— бьют часы. А слышится:
— Спасибо... спасибо... спасибо тебе, мастер, что мы снова живем, что сердце наше бьется, что мы участвуем в этом жизнерадостном звонком хоре...
И ведь в самом деле — валялись на чердаках, в кладовках сломанные часы, мол, старая вещь, ненужная, но пусть еще полежит. И вот нашелся человек — чистил, заменял детали, вил цепочки, лил ноные гири, циферблаты красил. Висят сейчас на стенке новехонькие — словно только что из магазина.
— Бом... бом... Спасибо... спасибо...
И, перекрывая комнатный бой обыкновенных старинных ходиков, раздается над городом торжественный бой городских курантов.
— Спасибо, мастер...
Останавливаются невьянцы на улице, оглядываются на часы своей знаменитой башни. Многие годы молчали колокола и вот заговорили. И то, что оживил часы свой, невьянский, волновало. Многие ведь мастера приезжали. Даже столичные пытались отгадать тайну, а не получалось. Да и для Саши Саканцева (тогда звали его еще Сашей) обида эта на приезжих, пожалуй, и послужила толчком к тому, чтобы решился он взяться за башенные часы.
Попросил он разрешения подняться на башню, осмотреть часовой механизм. Прихватил с собой приятеля. Картина, которую увидели, не обнадеживала. В небольшом помещении на верху башни все было завалено мусором, старым хламом. От часов остался ржавый остов, скелет весь черный, в окислах, в голубином помете.
— Железо как будто бы все на месте...
— Железо — на месте...
— Ну и что, у нас в Невьянске их нельзя починить?
— Да не берется вроде никто...
Вот такой разговор у них с приятелем тогда состтоялся. А через несколько дней Саше предложили:
— Ты часами интересовался... Так, может, ты и возьмешься за это дело?
Многое знает сегодня Александр Иванович об уникальных часах старинной башни. Знает так, как будто он сам шаг за шагом их собирал когда-то, а не тот безвестный английский мастер, имя которого так и не удалось установить до сих пор.
До мельчайших подробностей вник Саканцев в устройство часов, составил схему работы ходового механизма, познал секреты работы механизма музыкального. До тонкостей наглядно представляет, как работали когда-то башенные куранты. В деталях может рассказать, когда, каким изменениям подвергались потом часы.
Ну вот хотя бы такая интересная подробность о главном набатном колоколе...
...Колокол не входил в комплект тех музыкальных колоколов, который был придан когда-то часам. Отлит он здесь, в Невьянске. Об этом говорит надпись на колоколе: «Сибирь, 1732 год, июня первого дня отлит сей колокол на Невьянских дворянина Акинфия Демидова заводах. Весу 65 пудов 27 фунтов».
Но даже если бы надписи не было, определить родство невьянского набатного колокола с отечественными не составляет труда. Он выгодно отличается от набора английских колоколов своей красотой. Да и звук у него сочнее, красивее, чем у иноземных. Это тоже не удивительно. Сама медь некоторых месторождений содержит золото и серебро. А колокольные русские мастера добавляли еще и олово. Сплав этот сообщал звуку особую «серебряную» чистоту и высоту. Но узнал об этом мастер не сразу, а открывая секреты часов этап за этапом.
Решение секретов облегчения не приносило. Пожалуй, наоборот. Почистил Александр Иванович с приятелями-сподвижниками все детали — и вместо радости озабоченность почувствовал. Испортилось настроение. Раньше, под грязью, не так виден был урон, нанесенный часам временем. Оказалось, что работать предстоит гораздо больше, чем думалось поначалу. И страшно стало, что тяжело будет, что зря взялся, что вдруг не справится...
Очень нужно было Александру Ивановичу приободрить себя как-то. И решил он первым делом наладить маятник. Долго с ним возился. И вот пустил ходовую стойку. Тяжелый маятник дрогнул, трудно качнулся: раз, другой, третий. Пригласил Александр Иванович опытного часовщика Александра Назарова, показал свою работу. Подправил кое-что часовщик. Поговорили о ходе часов. Потом выверяли «тик».
— Тик-так, тик-так...
Спокойнее было теперь на душе мастера. Заходить в эту самую комнатушку, где часы установлены, приятнее стало.
— Тик-так, тик-так...
Что-то живое встречает. Это и считал Александр Иванович главным своим достижением тогда — пустил маятник, забилось сердце часов.
Вот говорят о невьянских часах, что они уникальны. Но и работа, проделанная с ними, в своем роде неповторима. Собрал Саканцев часы, пустил маятник. Но часы-то музыкальные! Этого мало, что они просто идут. Они должны играть! Взялся он за музыкальный инструмент механизма...
Но как связать колокола с рычагами? На барабане механизма семьдесят процентов шпенечков выбито, вывернуто, утеряно: остались вместо них одни отверстия. Пришлось изготовить и поставить... 2286 новых шпеньков.
Познание — это как на высокую лестницу поднимаешься: все выше и выше. И окажешься наконец на ступеньке, с которой пути вниз уже нет. Даже если усталость берет свое, даже если нервы начинают шалить и по ночам не спится, а мозг пытается в тишине и покое решить дневные задачи:
Двадцать молотков должны быть соединены с двадцатью рычагами... Но в каком порядке они должны быть связаны, чтобы исполнялись именно те двадцать мелодий, которые «запрограммированы» на барабане часов? Ведь даже простые арифметические исчисления подсказывают несколько сот вариантов?
...И вот мелодии уже определены...
Невьянск готовился к юбилею. 15 декабря 1976 года исполнялось 275 лет со дня его основания. Официальный пуск курантов приурочили к этой дате.
День выдался морозный, но яркий: небо было ясным, голубым, солнце празднично светило. К двенадцати часам к башне стали подходить люди. И ровно в двенадцать прямо у башни начался митинг представителей общественности, посвященный торжественной дате.
Почти три века прожил город. И вот в день юбилея, оглядываясь на прошлое, невьянцы подвели итоги. О всех изменениях, которые произошли в городе, невьянцы подробно рассказали в рапорте потомкам. Обращение к ним, познакомиться с которым будущие жители Невьянска должны в 3001 году, было замуровано в стене башни, а отверстие закрыто металлической плитой.
Митинг кончился. Представителей невьянской общественности пригласили подняться на башню. Пустили маятник. Молчавшие больше века куранты заиграли. И хотя Александр Иванович прекрасно знал звук своих часов, в первый момент он показался ему от волнения незнакомым. И долго потом еще ходил он по городу и вдруг останавливался, и прислушивался, и приглядывался к циферблату. И успокоенно переводил дыхание: идут...
Сейчас, когда работа давно уже позади и Невьянск нельзя представить без часов на башне, без их боя каждые четверть часа, Александр Иванович пытается определить свое состояние тогда так:
— Самое основное — это уверенность в победе. Если уверен, что сделаешь, то все препятствия, которые появляются, означают просто препятствия, которые надо скорее преодолеть. Ну а уверенность в своих силах — это уверенность, что ты не останешься один. Потому что работа настолько обширна, что одному с ней просто не справиться.
Люди, пришедшие на помощь... Их было много. И все это были невьянцы — патриоты города.
Краеведы-любители. Например, Василий Александрович Замоткин. Удивительный человек! Интересно ходить с ним по городу:
— Давай-ка свернем на Малую Московскую...
— Куда, куда?
— На Малую Московскую, говорю...
— Нет же у нас такой улицы...
Оказывается, есть. То есть была когда-то. А потом ее переименовали. Но в памяти невьянцев уже стерлось старое название. А краевед Замоткин его знает... По профессии Василий Александрович — слесарь-ремонтник. Историей города занимается в свободное время. Со всеми местными старожилами знаком. Может рассказать и показать, где в Невьянске Пугачевский вал проходил, может провести по городу и рассказать о его прошлом, о людях, которые жили в нем когда-то.
Встречался Александр Иванович и с другими краеведами — Коноваловым, Горбуновым, Плотниковым. Это люди, которые бывали на башне. Правда, о часах никто рассказать не мог, поэтому по часам, пришлось все самому. Но вот поддержка людей, их готовность помочь многое для него значили.
С удовольствием откликались на просьбы Саканцева на предприятиях Невьянска. До сих пор нет-нет да получит Александр Иванович письмецо с местным обратным адресом: в конверте вырезка из газеты или журнала — интересное сообщение о часах. Или вдруг звонок телефонный: «Приди-ка, кое-что новенькое про часы узнал, может, тебе пригодится». Пишет и звонит Саканцеву Юрий Викторович Булмасов, невьянский строитель-ремонтник. Когда Александр Иванович уже дал согласие взяться за реконструкцию курантов, то Булмасов помог ему приготовить помещение к работе — почистить, побелить, заменить в окнах разбитые стекла...
Неоценимые услуги оказала и химик Маргарита Григорьевна Юферева. Потребовалось узнать состав металла, из которого отлиты колокола, металлические части часов. Маргарита Григорьевна на каждую деталь сделала химический анализ. Стало легко заменить недостающие детали новыми, отлив их по старинным рецептам.
А как найти химическое средство, чтобы очистить колокола от вековой грязи? Около десяти колбочек с растворами принесла Маргарита Григорьевна, чтобы установить, какой из них можно использовать, чтобы растворить на колоколах следы голубиного помета. К сожалению, химия оказалась бессильна. Пришлось Александру Ивановичу карабкаться по лесам, а то и просто висеть на монтажном поясе, чтобы снять с колоколов грязь механическим способом, с помощью пескоструйного аппарата. Особенно тщательно чистил барельеф на центральном колоколе: показалось, что лик, изображенный на барельефе, схож с ликом Петра I.
Сварщики, токари, фрезеровщики всегда шли Саканцеву навстречу. Тотчас без лишних слов по любому эскизу, чертежу изготовляли детали.
Пришли на помощь и преподаватели музыкальной школы. Чтобы разобраться в музыкальной программе старинных часов, Александру Ивановичу понадобилось «разлиновать» барабан часов на клетки. Получилась своеобразная программная сетка с точками на местах, где на барабане были шпеньки. Эта сетка и стала первой своеобразной записью мелодий. Но как перевести такую запись на ноты?
Поднялась в башню Галина Михайловна Хакимзянова, преподавательница школы по классу скрипки. Стал Александр Иванович, сверяясь с сеткой, играть молоточком по колоколам. Галина Михайловна — смычком по струнам. Определили ноты — записали мелодию, повезли ее текст вместе с программными картами и магнитофонной записью Сергею Ивановичу Сиротину, преподавателю Уральской консерватории. Попросили его определить, что это за мелодия и как называется. Сергей Иванович предположил, что мелодия достоверна, но посоветовал проконсультироваться у специалистов...
И вот Саканцев в Москве. Объясняет доктору искусствоведения, специалисту по англо-американской музыке XVII—XVIII веков Валентине Жозефовне Конен сложность задачи... А вскоре в Невьянск пришло письмо: «Да, мелодия достоверна,— подтверждала искусствовед,— английская, светская, начала XVIII века, автора, к сожалению, определить не удалось».
Благодарен сегодня Александр Иванович Саканцев музейным работникам Нижнего Тагила, много и охотно его консультировавшим, помощнику Юре Бусыгину, жене и друзьям за поддержку. Благодарен городу, невьянцам за тот постоянный, неослабевающий интерес, который проявляли они к его работе. И работе своей он благодарен: это она ввела в его жизнь новых людей, обогатила новыми знаниями...
...Заводить часы Александр Иванович поручил своему верному помощнику Юре Бусыгину. Юра и был при часах стражем. Но вот пришла пора ему в армию. А завести часы, сделанные в восемнадцатом столетии, не так-то просто, физическая сила нужна. Попытались, впрочем, поступить по-современному: разработать для курантов автоматическую систему управления. Оказалось, что АСУ заняла бы места ничуть не меньше, чем сами часы. И так как старинная башня помещением для установки механизированных систем не располагала, то оставили все, как было, закрепив за часами двух плечистых, крепких парней. Саканцев их проконсультировал, они и стали часы заводить. И механизм сторожить: то подмажут, то пыль тряпочкой сотрут...
Работа кончилась - и работа началась. Куранты радовали горожан ласковым вызваниванием мелодий, а Александр Иванович каждое утро по-прежнему шел к восьми на работу в башню. Часы были только частью ее внутреннего хозяйства, а она вся требовала капитального ремонта. Обваливалась штукатурка со стен, жалобно скрипели, грозя обрушиться, ступеньки лестниц. На сводчатых потолках этажей расплывались черные пятна плесени.
Теперь, когда каждую четверть часа Невьянская башня громко заявляла о себе, вопрос о ее будущей судьбе обсуждался энергично и пристрастно. Во-первых, башню надо «законсервировать»: прекратить дальнейшее разрушение. Во-вторых, хотелось бы сделать ее доступной для обозрения, желательно создать в ней музей. Но если музей, то что в нем показывать и как его организовать? Потребовались специалисты. Решили наладить с ними контакт. Так и башне появились научные сотрудники Свердловского архитектурного и Уральского политехнического институтов, Уральского государственного университета. А Саканцев остался при них распорядителем работ, «директором» башни.
Александр Иванович выяснял отношения между предприятиями-подрядчиками и заказчиками, разрабатывал и подписывал договоры, встречал экспедиции, оформлял документацию. В этом состояла теперь его работа.
Круг вопросов, которые ученые должны были исследовать, занимал их в течение года. Архитекторы обобщили результаты научного поиска в солидном двухтомном отчете. И вот тогда ответственный исполнитель Александр Александрович Стариков, кандидат архитектуры, заместитель заведующего кафедрой основ архитектурного проектирования Свердловского архитектурного института, признался, что без «директора» башни они просто не успели бы уложиться в срок.
...«Выстроена по образцу московских кремлевских, только значительно их выше. Она покосилась на одну сторону, как знаменитые кампаниллы Пизы и Болоньи.
— Вы знаете, почему, по народному толкованию, покосилась эта башня?
— Почему?
— Видите, грехов на ней много. Потому и осела
Старинную легенду эту записал и привел в очерках «Кама и Урал» известный в прошлом журналист-этнограф В. И. Немирович-Данченко. Другая легенда пытается оправдать архитектурный изъян демидовской причудой: «захотел, мол, мир удивить. Все прямо строят, а он — скосил».
В загадке «падения» башни, впрочем, многое прояснили сведения, найденные в переписке Демидовых. Акинфий Демидов, задумывая башню, наказывал, что закладывать ее ранней весной нельзя. Но строители нарушили запрет и заложили башню именно ранней весной. Потеплело. Грунт стал оттаивать. Основание башни осело, и неравномерно, накренившись в одну сторону. Строительство прекратили. Все это было известно. Но вот зафиксировать момент, на котором кладка башни приостановилась, еще не приходилось...
Однажды Саканцев (в который уж раз!) внимательно, сантиметр за сантиметром рассматривал каменную кладку башни. Итак, основание — четырехгранная призма — четверик, на него поставлены три восьмерика один другого меньше. Границы между восьмериками, сколько ни присматривайся, не прослеживаются. Но вот эта едва заметная полоса между четвериком и первым восьмериком... Ведь и цвет кладки основания башни кажется более темным по сравнению с восьмериком. И по составу кладка восьмерика выглядит как будто более рыхлой... А основной наклон башни фиксируется как раз до этой границы — между кладками четверика и первого восьмерика...
Когда «директор» башни поделился своими размышлениями с В. В. Лушниковым, заведующим кафедрой основания фундаментов Уральского политехнического института, то Владимир Вениаминович согласился, что такое можно предположить. Действительно, следы правки видны. В сторону наклона, продолжая строительство, подправили первый восьмерик. Подправили также второй и третий. А шатер выстроен уже вертикально. Факты подтверждают: наклон произошел в процессе строительства. Он не был специально задуман, как часто предполагают...
Лушников работал «на башне» с несколькими сотрудниками своей кафедры. Для ученых факты — упрямая вещь. Башня — образец архитектуры XVIII века. Как она создавалась? Какие особенности архитектурного стиля своего времени отразила? Какими материалами, какой технологией пользовались строители? Вот это важно. Ну а легенды, домыслы...
Историки Уральского государственного университета, которые тоже входили в состав экспедиции, допускали, что просто так, на пустом месте легенда не возникает. Другое дело, что потом она обрастает фантастическими подробностями, теряет жизненную реальность. Но и тогда к ней стоит прислушаться...
«С Невьянской наклонною башней связано много преданий......«В подвалы-то лучше не ходите! Там
страхи»... Расспросите, какие страхи, оказывается, что белое мелькает в воздухе, чудятся скелеты, цепляющиеся по стенам... слышится стук костей по углам и традиционное бряцание цепей»,— рассказывал II. И. Немирович-Данченко в очерках «Кама и Урал».
Были или нет подвалы? Чеканили или нет Демидовы деньги? Возможно ли, что однажды Демидов приказал открыть шлюзы из ближайшего пруда и II топить «всех червей, копошащихся в этом гнилом подземелье»? Многие десятилетия вопросы эти лишают сна ученых, историков, литераторов, краеведов, Просто любителей острых сюжетов. Но все попытки ответить на эти вопросы лишь предполагают истину, а не открывают ее. Принимаются они как гипотезы, не снимая самих вопросов с повестки дня.
Чтобы хоть как-то помочь историкам, Саканцев организовал встречу со старожилами Невьянска. Они ближе к истокам легенд, чем молодые современники. Старики пришли охотно. Были ли подвалы? Путаясь во многом, сходились в одном. В первом этаже башни, вспоминается, была как будто бы вделана в пол дверь. Мол, откроешь ее, бросишь камень вниз, он долго летит, а потом как булькнет!.. И еще сошлись в том, что уж времени много прошло с тех пор, да и внешний вид территории, окружающей сегодня башню, не тот, что прежде. Не мудрено, что не узнаются когда-то вдоль и поперек исхоженные места...
И на этот раз не пролил свет на истину совет невьянских старейшин. Но велика притягательная сила любой загадки! Всеволод Михайлович Слукин, доцент кафедры Свердловского архитектурного института, три лета подряд проводил поиски. Результаты как будто обнадеживали. Приборы показывали наличие под землей пустот. А вдруг это пустоты, залитые водой? Воодушевленные архитекторы решили прозондировать пол первого этажа башни. Дело это оказалось непростым. Сначала пришлось снять забетонированный пол, покрытый современной метлахской плиткой. Затем убрать еще два пола. И вот наконец добрались до «демидовского». Вскрыли его, под ним — фундамент. А дальше сплошное разочарование: вся площадь фундамента оказалась заложена камнями — такими же камнями, из которых был когда-то и сам фундамент сложен. И только лента фундамента под стенами из глины, а на глину посажены осколки все тех же камней.
Между тем Саканцев, посоветовавшись с приятелем, журналистом и страстным краеведом Леонидом Мамоновым, решил заняться расчисткой старых помещений под бывшей конторой Демидова. А вдруг там удастся найти что-нибудь? Вооружившись ломами и лопатами, трудились два лета.
Наконец откопали три хороших помещения. Подпалы. Но ясно, что не те. В этих — никакой тайны. Вход в них был когда-то прямо из-под крыльца, и о них все знали. Да и подвалами-то их можно назвать, пожалуй, условно. Скорее, полуподвальные помещения. Даже окна имеют высотой в полтора метра, забранные решеткой. Были эти полуподвалы когда-то только наполовину в земле. Но прошло два века. Забросали окна шлаком и старым хламом, крыльцо под землю ушло. Потом про помещения эти забыли...
Старинная башня вошла в жизнь Александра Саканцева и наполнила ее новым смыслом. В течение многих лет она была ориентиром, тем полюсом, к которому постоянно притягивалось его внимание. Со временем отношение к башне устоялось, перешло в чувство постоянной сосредоточенности на предмете. И вот кумир пошатнулся. Архитекторы стали утверждать: главное — это не башня.
Архитекторы были приглашены для того, чтобы продумать, как превратить башню в музей. Тщательно изучив все «за» и «против», они пришли к выводу, музеем надо делать весь демидовский промышленный горнозаводский комплекс начала XVIII века. А башни будет лишь частью комплекса.
Первый в мире промышленный город... До недавнего времени считалось, что это город Шо во Франции, основанный в 1775 году. До тех пор города были ремесленно-торговыми, оборонительными центрами. Основными градообразующими факторами там являлись ремесленные и торговые предприятия. В местечке же Шо город вырос вокруг маленького соляного заводика, и до недавнего времени именно он считался родоначальником промышленного градостроительства.
И вот совершенно новое мнение: первыми в мире промышленными поселениями были уральские заводские поселки Каменский и Невьянск. Мнение это подтверждено документами: Невьянск, например, появился на три четверти века раньше Шо. В 1701 году стали строить здесь один из первых в России и на Урале металлургических заводов.
Но что такое построить завод, когда нет образцов, когда копировать не с чего, когда все, что будет сделано,— впервые?
В 1701 году в Невьянске построили плотину. Затем корпус доменной печи. Потом литейный двор, корпус кричного цеха. Рядом с производственными постройками появились административные здания — заводская контора, господский дом с усадьбой. На призаводской площади поставили церковь Преображения. Обнесен был горнозаводский комплекс крепостной стеной. И вот начали строить Демидовы башню...
Нет, архитекторы не пытались развенчать перед Саканцевым его детище! Александр Александрович Стариков и его соратник, кандидат архитектуры Геннадий Сергеевич Заикин, просто определили башне ее место лишь в ряду других сооружений комплекса. Пожалуй, как часть горнопромышленного комплекса башня даже выиграла. Восхитило архитекторов разнообразие функций, которые когда-то несла башня.
Построенная как колокольня, она была и сторожевой и часовой, выполняла роль лаборатории, служила производственным сооружением. И такая многоликость ее не была случайной, но сразу была задумана авторами проекта, считают архитекторы.
А сама конструкция башни — к примеру, затяжки... Биметаллические балки удивляют и сегодня своим оригинальным, новаторским для тех давних времен техническим решением: в хрупкие чугунные балки в местах растяжения мастера вплавили сердечники из другого пластического металла...
...Перевернута еще одна страница загадочной судьбы Невьянской башни. Еще один этап поисков кончился. Но не кончился сам поиск — он продолжается.
Невьянский горнозаводский комплекс XVIII века— своеобразный, неповторимый памятник истории, архитектуры, градостроения, строительного дела, техники и технологии. Это уникальный памятник мировой культуры, и он должен быть восстановлен. Это должен быть первый в стране действующий завод-музей. В доменном цехе можно будет делать показательные плавки. В кричном хорошо бы восстановить механическое производство, которое существовало здесь во второй половине XIX века. Можно восстановить кузнечное производство, ремесла, которые были характерны для Невьянска того времени: ведь город славился своими сундуками, колесами, телегами, колоколами. В соборе можно было бы экспонировать материалы по истории завода, материальной культуре, этнографии. А башня станет центром, уникальной основой этой экспозиции.
Из книги Шигиной А.Н. «Белая горница» Свердловск. Средне-Уральское изд-во, 1985