Деятельность

 

 

 

Новости

 

18 июля 2022

Раскол петербургского ВООПИиК - что ждет исторические здания города

 

25 апреля 2022

«С этим легионом будет настоящая борьба». Архитектор рассказал о причинах развала свердловского отделения ВООПИиК

 

19 апреля 2022

Свердловское региональное отделение ВООПИиК публикует свой последний «отказ»

 

 

Все новости

 

 

Задать вопрос

 

Направить предложение

Буклет о Свердловске, выпуск ВООПИК

 

Сердце Горного Края

 

Урал горный, геологический был открытием Петра. Екатеринбург создавался как образцовый для своего времени город-завод. Площадку под строительство на реке Исети выбирал, с помощью местных жителей, «птенец гнезда Петрова», артиллерийский капитан-поручик Василий Татищев. Он разработал проект строительства и стал первым его исполнителем.

По приказу Татищева на пустынные, покрытые лесом берега Исети согнали приписных крестьян, доставили полк пехотных солдат из Тобольска, собрали всех мастеровых людей по округе. Работа была столь жестокой, что бежали со стройки и крестьяне, и солдаты. Их ловили, били батогами, вздымали на дыбу... Каторга! Да и после работа на рудниках была каторгой. Недаром Татищев сравнивал горное дело с воинским и даже добился сенатского указа «о сравнении горных чинов с полевыми офицерами...»

Славен,  но и тверд, жесток был  посланец Петра.  Несмотря ни    на    что,    Татищев    в    этом    военизированном    горном царстве возводил крепостной вал, затворял стосаженной плотиной   реку,   строил   казармы.  Вступил   в   единоборство  с некоронованными королями Урала — заводчиками Демидовыми и поставил их на колени перед государственной мощью   державы...   Завел   первую   не   только   в   России,   но и в Европе горнозаводскую школу:  чтобы искать руды и плавить металл, нужны специалисты.

И  встал  завод — внушительные  домны,   плавильни,  молоты, а рядом — цехи:  проволочные, жестяные, токарные... А Татищев уже возводил крепость, ставил церковь, строил горную канцелярию.

После Петербурга это была, пожалуй, самая крупная стройка в  России.  Когда город поднялся,  Петр высочайше соизволил назвать   его   в   честь   императрицы   Екатерины   Алексеевны. 24 ноября 1723 года, в день именин царицы, праздновали на Урале рождение нового города Екатеринбурга — палили пушки,  народ угощался на площади дармовым вином из бочек. В 1725 году создается Монетный двор. Чуть не полтораста лет чеканил он медную монету для России. Строится гранильная фабрика. Создается горное правление. С горной канцелярией связаны многие замечательные имена. Здесь в  1733 году капитан-командор В. Беринг заказывал снаряжение для Камчатской экспедиции, а механику   Черепанову   была   вручена   серебряная   медаль   за создание первого русского паровоза... Здесь четырнадцатилетнему   подмастерью   Ивану   Ползунову   была «сделана»   бумага,    утверждавшая    его   годовое   жалованье в 6 рублей... Здесь, спустя сто лет, немецкий ученый А. Гумбольдт поставил вопрос о создании в городе обсерватории...   От   Татищева   руководство   краем    перешло к горному инженеру В. де Геннину, оставившему впоследствии первое «Описание уральских и сибирских заводов».

Здание горной канцелярии сохранилось. В 30-е годы XIX века архитектор М.П. Малахов придал ему современный вид. Нынче — это здание Уральской консерватории. А историческое «ядро» города сохраняет значение центра и в наше время. Его границы проходят по улицам Малышева, Красноармейской, Первомайской, Вайнера. Схематический контур   крепости   Екатеринбург   входит   в   символику   города.

Век Татищева для Урала был в основном железным и медным. Следующий век, XIX, стал золотым и самоцветным: одна за другой открываются двери уральских кладовых — платина, алмазы, изумруды... Урал каменный, железный, машинный рождал и талантливых   ремесленников,   и   умелых   творцов.    Искусные мастера делали часы стенные и башенные. Рудознатцы чутьем находили в горах богатые жилы. Кузнецы «вязали» кружево из чугуна. Одно из этих рукотворных чудес — чугунная «поэма», ажурный павильон, отлитый каслинскими мастерами для Всемирной Парижской выставки  1900 года, — является большой музейной редкостью и хранится в Выставочном зале Исторического сквера.

Но продолжим рассказ о Свердловске. Политико-административное значение города росло, хотя не во всем им можно было гордиться. В  1763 году пролегла через Екатеринбург дорожная артерия, связавшая всю страну, — печально известный Сибирский тракт, дорога на царскую каторгу. По ней шли этапом в Сибирь декабристы, народовольцы, следовали на Сахалин социалисты и революционеры... На это время приходится расцвет творчества замечательного зодчего, представителя русского классицизма М.П. Малахова. Он был главным архитектором Горного управления. Он разработал план застройки Екатеринбурга, сохранив от XVIII века поквартальную   разбивку,    строгую    прямолинейность   улиц, этажность зданий, располагал их с учетом рельефа; наряду с деревом широко применял  камень, кирпич, чугунное литье. Прямолинейная четкость планировки, сочетание белой штукатурки и черного кружева роднили уральский город с европейским Петербургом. Чугунными решетками Малахов украсил плотину. Дома, построенные М.П. Малаховым и при его участии, и сегодня являются украшением города, памятниками его   архитектуры.   Александро-Невский   собор,   возведенный в честь победы над Наполеоном, и Вознесенская церковь представляют храмовую архитектуру. Белоколонный   ансамбль   усадьбы   Расторгуева — Харитонова —ныне Дворец пионеров — свидетельствует о богатстве екатеринбургских   купцов   и   владельцев   золотых   приисков. Поражают своей продуманной строгой красотой Ново-Тихвинский монастырь, где сейчас располагается военный госпиталь, дом генерала Качки — будущий музей Я.М. Свердлова, здание горной аптеки, ансамбль домов Главного начальника горных заводов на берегу городского пруда, дом Рязановых в пойме реки Исеть... На восточной окраине Екатеринбурга  Малахов оставил потомкам личный загородный дом — компактное, совершенное строение, настоящий классический шедевр...

Дело Малахова продолжали архитекторы К.Г. Турский, построивший первый городской театр (ныне кинотеатр «Октябрь») и Г.-Х. Сарториус, построивший западную набережную пруда.

Отмена крепостного права в 1861  году и переход к капитализму болезненно сказались на  положении Урала.

Крепостные рабы были отобраны, уральские заводы пришли в упадок. Екатеринбург из столицы превратился в обычный уездный город.

Обостренные социальные отношения подготовили рождение нового Екатеринбурга — он становится революционным центром края. К 1917 году рабочие Урала пришли с твердой верой во власть Советов.

В гражданскую войну Екатеринбург снова становится столицей Урала, но уже советского.

Свердловчане   берегут    памятники   своего   революционного прошлого: дом Новгородцевых (на ул. Кирова, 31), где в 1905 году находился большевистский штаб революции и проходили заседания первого Екатеринбургского Совета рабочих депутатов; дом крупных промышленников    Поклевских-Козеллов (ул. Малышева, 46), занятый после февральской революции Уральским областным и Екатеринбургским городским комитетами РСДРП(б), здание оперного театра (построено в 1912 году с участием архитектора К.Т. Бабыкина), где торжественно была  провозглашена победа социалистической революции...

В  1924 году город получает новое имя — Свердловск, в честь известного революционера и советского деятеля, организатора рабочего движения  на Урале.

В  первые же советские пятилетки старый горный край становится одним из мощных индустриальных районов  страны.   На  северо-восточной   окраине  Свердловска

строится гигант Уралмаш — на долгие десятилетия это название станет символом самой новой, самой мощной техники, самой передовой технологии в стране.

Вслед за ним поднимаются другие индустриальные гиганты — Химмаш, Эльмаш. Им суждено будет внести свою лепту в промышленную мощь страны и взять на свои плечи все тяготы тыла в жестокой борьбе с фашизмом.

Но войны еще нет: страна строится,  и строится причудливо,  нащупывая свой стиль, утверждая свою силу и вкладывая    свою веру в будущее. Не избежал советского модерна и Свердловск. Распахнутость фасадов, неожиданность архитектурных образов, некоторая помпезность и какая-то наивность определяют дух 30-х годов. Здания филармонии, управления Свердловской железной дороги, клуба им. Андреева, главный фасад политехнического института — эти строения ярко представляют то время,  казавшееся надежным,   прочным   и   щедрым...  А   рядом — убедительные образцы конструктивизма: дом «Динамо» на стрелке городского   пруда,   здание   киностудии,   городок   Чекистов...

...Сегодня   в   Свердловске   на   учете   более   500   памятников.

173 из них охраняются государством. Не все они равноценны,    неодинаково   воспринимают   их   приезжающие в   Свердловск   гости,    но   они   дороги   нам,   свердловчанам, потому что это наша история: три эпохи, пережитые городом, три века его существования.

Ошибки и просчеты градостроительной  политики последних   десятилетий   досадны.   Так   же,   как   и   отсутствие ландшафтной архитектуры, или снос по чьему-то недомыслию старых домов... Но мы верим, что хотя бы в какой-то мере восполним потери исторического и  культурного наследия. Мы любим свой город.

И   очень   хотим,   чтобы   он    понравился   и   запомнился   вам.

 

Подписано в печать 29.03.91. Тираж 50000. Заказ 542. .Цена 2 ро 50 к. РИО Упринформпечати, ПО "Полиграфист", Свердловск, Тургенева, 22

обложка1обложка212345678910111213141516171819202122232517161829